Направления цивилизации
Одно из направлений в понимании явления цивилизации связано с разработкой технико-технологического аспекта его исследования. В соответствии с ним цивилизация определяется согласно определенным уровнем развития техники и общественно производственной технологии, в которой она выражается, и соответствующим типом культуры, что, таким образом, отображает формационный подход к цивилизации и не учитывает должным образом субъективную сторону этого явления.
Следующее направление исследования цивилизации связано с определением цивилизаций по общности духовной жизни, которое предлагает, в частности, Б. С. Ерасов, определяя при этом специфические черты цивилизации. Во-первых, это наличие общей социокультурной связи, которая обусловливает единство духовной жизни большого сообщества на определенной территории и длительной преемственностью. В соответствии с этим цивилизация — это преодоление естественного и этнического начал в человеческом обществе, потому она отождествляется с гражданским обществом, в то время как формация отображает «сущностное социально-экономическое содержание общества». Во-вторых, это дифференциация духовной жизни в пределах данного сообщества, в соответствии с которым понятие цивилизации раскрывает локальные и конкретные, случаи и второстепенные характеристики общества, а формация — его общетипологические свойства. В-третьих, это поддержание преемственности в существовании общества в течение длительного времени: формационный тип развития предусматривает стадиальность, прерывание постепенности и борьбу противоположностей, а цивилизационный тип развития предусматривает преемственность, хранение и передачу культуры, которая способствует регуляции жизнедеятельности общества и избежания конфликтов.
Отсюда выходит, что главным критерием определения цивилизации являются особенности духовного производства — верований, ритуалов, нормативной морали, права, эстетики, социальных учений и соответствующих институтов, которые регулировали отношения по поводу духовных факторов. Но использование этого критерия позволяет выделять типы цивилизаций на определенном отрезке исторического развития, отличая, например, западную и восточную цивилизации, изменения в мировоззренческих парадигмах которых происходят очень медленно, потому их противоречивость отмечается в течение длительного времени.
При использовании материалов гиперссылка butovtex.ru обязательна.